Много фоток. Много текста. Совсем не то, что хотелось и планировалось. Но лучше так, чем никак.
Наверное, этим отчетом я поставлю свой персональный рекорд - от момента загрузки фотографий до его написания прошел почти год. Признаюсь честно, масштабы и антуражность этого, находящегося в глубоком вегетативном состоянии предприятия, произвели на меня сильное впечатление. Отчасти это душевное потрясение не давало мне весь этот год по-быстрому нацарапать атчОт "на отцепись". Хотелось родить что-то фееричное, "не просто отчет", но постепенно пришло осознание, что чем дальше, тем больше стираются в памяти нюансы и подробности той чудесной вылазки в город на [CENSORED]. Посему было принято нелегкое решение написать, что напишется. As is. Не обессудьте.
Итак, начнем наше знакомство с предприятием, основанным в 1935 году. О его теперешнем состоянии красноречиво говорит эта маленькая выдержка из статьи. Сухие горькие слова. То, что на самом деле предстает перед глазами, вы увидите в моем повествовани. А пока:
5 лет
(ну уже 6 - прим. LW) прошло с того момента, как Н-ская фабрика музыкальных инструментов остановила свою деятельность. Ее закрыли из-за банкротства. В это тяжело поверить, потому что белорусские пианино и цимбалы были известны на весь Советский Союз.
В последние годы своего существования фабрика находилась в плачевном состоянии. Из некогда работающих трех тысяч человек осталось только четыреста. Аварийное состояние цехов и 90-процентный износ оборудования. Отчего успешное производство погибло? Это вопрос, который еще надо выяснить. Но на сегодняшний день более актуальна задача - как воссоздать фабрику.
Инвестора начали искать пять лет назад. Но безрезультатно. Заинтересованных вложить в реставрацию фабрики деньги на выгодных для обеих сторон условиях не нашлось.
Источник:
http://news.date.bsДальнейшую ересь про "японских инвесторов", упоминаемых в статье, опустим в виду абсолютной сказочности персонажей.
Ладно, перейдем от абстракций к реалиям. В последний вечер июля 2011 года от Рождества Христова занесла нелегкая вашего покорного слугу в славный город Н-ск. Не стану кривить душой и рассказывать басни, что "случайно там оказались и нашли". Посещению этого объекта предшествовали многократные поездки, успешные поиски [CENSORED], да и вообще много всяких приятностей. В тот вечер было твердое намерение сунуть свое любопытное жало на уникальное для РБ предприятие. Транспортная проходная встретила нас вот такой схемой. Потратив пару минут на ее изучение, двинулись дальше.
Несмотря на условную заброшенность, объект достаточно населен различными арендаторами и неплохо охраняется. Шататься там в светлое время суток без привлечения внимания не представлялось возможным. Поэтому сразу было решено перейти к плану "Б" - включив социальную инженерию, "пройтись победным шагом по шоколадному цеху", т.е. нагло продефилировать с фотоаппаратом в зоне видимости охраны предприятия.
Сказано-сделано. Бодро заваливаем через транспортную проходную на территорию, ловя на себе пристальные взгляды охраны. Достаем фотик и демонстративно снимаем заброшенную полуразвалившуюся заводскую котельную.
В кадр попадает местная аборигенка, спешащая по одной ей ведомым делам. Народа на территории снует великое множество.
И местный сОбак, внимательно наблюдающий за нашими преступными действиями. Как мы убедились во время последующей прогулки, этих животин там великое множество. С наступлением темноты они сбиваются в стаю и ревностно охраняют СВОЮ территорию, не давая прохода даже сторожам.
Вот тут чаша терпения охраны окончательно переполнилась и в нашу сторону угрожающе быстро направился мужичек. С невозмутимым видом мы еще успели сфоткать погрузочную рампу склада готовой продукции.
Мужик неумолимо приближался. С понтом, что "так и надо" ме-е-едленно и сосредоточенно стали разглядывать валяющуюся на земле наклейку. Узнали? Да, стандартная нашлепка на советские гитары. ;)
Все, пришлось вступить в переговоры, объясняя кто мы, откуда взялись, с какой целью и какого хера. Особо лепить горбатого и не пришлось. Рассказав о своем интересе к старым промышленным объектам, наследию СССР и клятвено заверив мужика, что не имеем отношения к так называемой опозиции, мы легко завоевали его расположение. Чувак буквально выдохнул, осознав, что мы не пришли хабарить или писать грязный пасквиль на Хартию. Коротко расказав о текущем состоянии дел на территории, посетовав, что мы приехали слишком поздно и он не может взять ключи от цехов у начальника охраны, сторож отпустил нас в свободный полет по территории, напоследок взяв с нас обещание не подходить близко к аварийной котельной и не делать суицидных попыток залезть на ее трубу. Впрочем, окружающая действительность красноречиво намекала, что слова охранника не пустой звук. Сделали фотку трубы и отправились дальше по необъятной территории.
Ребята, это ОФИГЕННО! Полностью погружаешься в буйную зелень, забывая, что находшься в центре крупного индустриального города. Бдительный сОбак неотступно следует за нами, подозрительно настораживаясь при каждом нашем резком движении.
Божественная игра света и тени. Заходящее солнце пробивается сквозь листву. Заброшенные старые корпуса зловеще пялятся оконными проемами. И жуткая тишина.
Неожиданно оказываемся на открытой местности. Штабеля свежих бревен явно свидетельствуют о жизненной активности арендаторов, забоживших на территории маленькую пилораму. Ну их к лешему, пойдем дальше в постапокалиптический мирок.
Замечаем останки топливных резервуаров около одноэтажного строения. Чутье подсказывает, что за углом ждет приятный сюрприз.
Милая дверка в никуда. В голове роятся смутные ассоциации и образы когда-то виденного, прочитанного.
Упс, сюрприз! Олдовая советская ТРК, коих уже сохранилось не много. Последний раз доводилось видеть такую на какой-то "военке", но куда в более плачевном состоянии.
Хорошо сохранившаяся табличка с режимом работы склада ГСМ. Уважаемый, наверное, человек им заведовал. Авторитетный. ;)
Вот она, заводская мини-АЗС во всей красе. Мозг буквально взорван - живая иллюстрация к мирам "Темной башни" Стивена Кинга. "Человек в черном спасался бегством через пустыню, а Стрелок преследовал его"... Впрочем, готов поспорить, что никто из вас не читал, а стало быть не поймет. А жаль.
Заводские склады сырья и вспомогательных материалов. Некогда здесь хранился изрядный запас всевозможных ЛВЖ, лакокрасочных материалов, химических реагентов и прочей радости. Ныне все заброшено или занято арендаторами под свои унылые нужды.
Интересно, огнетушители "в подсобном помещении" сыграли бы хоть какую-то роль в случае возгорания этого "букета"? Ой-вэй, что-то я сомневаюсь...
Впереди нас снова ждет открытое пространство со следами цивилизации. Напоследок делаем "художественное фото" в лучах заходящего солнца.
Вот он, лесоцех, а ныне та самая коммерсовская пилорама. Время неумолимо поджимает. Хочется успеть закончить нашу экскурсию до наступления темноты, поэтому ограничиваемся поверхностным осмотром.
Фоткаем котельную с обратной стороны. "А папа был прав..." В смысле, что сторож не соврал, когда настоятельно просил туда не соваться. Мои тайные надежды все же засунуть жало внутрь разбились об эти аварийные конструкции.
Рысью направляемся в самую старую часть фабрики, попутно проклиная себя, что приехали слишком поздно и световой день неумолимо близится к концу. Делаем буквально пару фоток цеховых корпусов 30-х годов постройки. Ваш покорный слуга кусает себя за задницу, что жесткий цейт-нот не позволил попасть внутрь.
Вах, какая бусечка-красотулечка! Водонапорки такой конструкции существуют всего в двух экземплярах и расположены териториально в одном городе. Предприятие строилось в 30-е, но вид этой башни почему-то стойко ассоциируется с дореволюционными временами.
Табличка объяснает по какому назначению использовалась водонапорка последнее время. Обратите внимание на кирпичную кладку и ее идеальное состояние. Кирпич тоже интересный - пережженый. Он очень прочный и устойчивый к атмосферным явлениям.
Бегом бежим к главному производственному корпусу, надеясь успеть хоть что-то сфотографировать до темноты. Здание арендуется несколькими частными фирмами, разместившими здесь свои производственные мощности. Однако половина помещений по-прежнему не используется, специфическое оборудование до сих пор не вывезено.
Находим незапертую полуподвальню дверь. Где-то здесь по информации охраны располагался один из трех объектов ГО предприятия. Надпись на стене напоминает о вредности производства.
Спускаемся в подвальное помещение, проходим гермодвери и оказывамся... в убежище. Прости, дружище Еж, но этот объект ГО травмирует твою нежную психику. Я и сам замер в ступоре при виде белых больничных стен, выложеных мерзкой мелкой плиткой. Зрелище никак не укладывается в привычный шаблон заводского бомбаря. Шокирующий эффект сравним разве что с Л-21. ;)
Делать в бомбаре было решительно нечего, и мы поспешили наверх, расчитывая найти еще много "вкусного". Первое, что попалось на глаза, была вот эта оригинальная круглая табличка с полным перечислением цехов и вспомогательных служб.
Пианиноотделочный цех. Когда-то пианино "Беларусь" славились на весь Советский Союз. Навесное творение Эмиля Хенрикссона преградило путь внутрь. Устраивать дестрой по понятным причинам не представлялось возможным, да и со слов охранника это помещение уже давно было перепрофилировано.
Поднимаемся выше. Недоступная труба котельной нагло дразнит через открытую форточку.
Наше резвое перемещение с дерганьем дверей происходит вот на такой олдовой заводской лестнице.
О чудо! На предпоследнем этаже дверь внезапно поддается нашему напору и мы оказываемся в непонятном помещении, представляющем собой не то маленький актовый зал, не то show-room с образцами продукции. Вернее, с тем, что от них осталось. Стремительно заходящее солнце еще бросает последние лучи в окна верхнего этажа.
Цимбалы! Блин, я их впервые увидел живьем. И тут... Опа! По коридору к нам несется мужик, сжимая в руке острую стамеску! Уже не помню, какой контраргумент у меня был с собой, но он тоже был приведен в состояние боевой готовности. Секундное молчаливое противостояние, короткая перебранка с выяснением отношений и мы сваливаем восвояси. Мужичек занадто ревностно оберегал буржуйское имущество, локализованное в засквоченой части этажа. Ну и пшел вон, придурок ненормальный!
Что может ожидать вас на тех. этаже производственного корпуса? Ясен пень, лифтовая! Дверь предусмотрительно незаперта и мы беспрепятственно попадаем внутрь. Автор радуется, как ребенок, рассматривая ГДР'овский подъемный механизм. :)
Шкаф управления и автоматики поразительно нетронут. "Сделано в ГДР". Замечательный образец педантизма и аккуратности восточных немцев, благополучно переживший ручки советских электриков.
Закат над фабрикой. Символично, чё! ;)
В противоположной стороне раскинулось еще одно уникальное предприятие. Оно значительно старше - основано в 1901 году. Сразу отобъю охоту любопытствующим - режим и периметр там жестче, чем на ЛВЗ "Кристалл". Специфика предприятия требует использования в техпроцессе хлоратов, красного фосфора и других "вкусностей". И это только для продукции сугубо гражданского применения. Подозреваю, что для изделий спецназначения могут использоваться еще и перхлораты. В случае попадалова на территории примерите на себя лавры К&К. ;) Не дай Бог, конечно.
Бросаем последний взгляд на территорию. Внимание привлечено милым зеленым уголком, куда мы не забредали во время своей прогулки. Решаем спуститься по другой лестнице и посмотреть.
Среди буйства растительности лениво ползают огромные пятнистые слизни. Этот экземпляр неожиданно сжался в момент съемки и не продемонстрировал свои истинные размеры. Но вы можете догадаться. )))
В глубоких сумерках вышли на транспортную проходную. Поболтали с охраной, послушали байки про собак и малолетних придурков, регулярно пытающихся похабарить на територии. Поблагодарив сторожей, взяли курс на еще один объект в этом городе. Но это уже совсем другая история, которая не выйдет в свет по причине скудности собранного материала. А может по совсем другим соображениям. ;)
Следуя традиции автору следовало бы поблагодарить кое-кого за помощь при подготовке материала и за вдохновение при написании отчета, но по соображениям беспалевности он этого делать не будет. Свинья он самая настоящая, че! )))