Местные открытия, запалы, закрытия все больше проходят мимо. Зато в архивах немало еще неразобранного материала по поездкам, регулярно пополняющегося. Чем богаты, как гриццо. Вот, например, до Швейцарии руки дошли.
Утро выдалось противоречивым. С одной стороны, открывающаяся прямо из палатки панорама и окружающая обстановка будоражили привыкшее к равнинам сознание. Зависшая прямо над головой туча, далеко внизу перспектива долины Рейна с облепившими его городками, звон колокольчиков альпийских коров, журчание горных рек и запахи горных лугов. Утром это все казалось особо нереальным и сказочным. На минуту даже с ужасом представилось, как я сейчас проснусь в своей квартире на окраине Минска, и все предыдущие города и события окажутся злой шуткой подсознания. Из сонной путаницы мыслей быстро выдернул жуткий холод, боль во всех конечностях после суровой ночевки и сочный мат scasy, испытывающего аналогичные ощущения. Окончательно отбили сонное и лирическое настроение мокрые кроссовки, закручивание мокрых холодных хоботьев замерзшими пальцами и попытки ушагать куда-то негнущимися ногами.
Быстро отогревшись в теплой долине, собрались с силами и отправились штурмовать увиденную вчера из поезда НЁХ. Несколькичасовой променад под палящим солнцем – и мы у подножья небольшой по местным меркам горки. Вверх начинает уходить заманчивая дорога. Вообще, дорожки и тропинки в Альпах – странная вещь. Стоит только начать восхождение по одной из них – и уже нет никаких сил остановиться. За любым поворотом могут оказаться руины средневекового замка, как в Лихтенштейне, чудные тоннели, как здесь, или просто фантастические виды, которые открываются повсеместно. И как здесь можно разворачиваться и идти вниз?
Дорога оказалось достаточно древней и живописной. Точное время прокладки не нашлось, местные говорили что-то за римскую дорогу, интернет рассказывает только про ее экономическую и военную ценность для середины прошлого тысячелетия. В настоящее время свою стратегическую важность дорога утратила, но все равно продолжает поддерживаться в приличном состоянии.
А где-то обвалоопасное или таки обвалившееся место заменили новеньким мостиком:
По дороге любуемся местной фортификацией. Фортификационные сооружения в Швейцарии на каждом шагу. Особенно интересно они сделаны в горах. Маскируются мятой металлической сеткой, покрытой бетоном в цвет горы. Просто и эффективно, с 50и метров заметить что-то практически невозможно. Перестаешь удивляться неприкосновенности страны во всякого рода войнах. В этих горах можно положить с десяток армий и так и не выкурить оттуда окопавшихся швейцарцев. Уж очень основательно и грамотно продуманы все линии защиты.
Оглядываемся на долину вездесущего Рейна и углубляемся в чащу, набирая высоту.
Наконец доходим до стройплощадки с двумя порталами в разные стороны.
На площадке каплица со святой Варварой – интернациональной покровительницей шахтеров, проходчиков и прочих работников подземелий.
Заглядываем в первый тоннель. Большой, без проблем разъезжается две машины.
Одно но: проход дальше закрыт воротами с хитрожопым замком. А все дыры, на которые наши раздолбайские монтеры и не обратили бы внимания, надежно закрыты маленькими решеточками. Устраивать дестрой средь бела дня на действующей стройплощадке нет никакого желания. Фоткаем решетку и уходим в противоположный тоннель.
Здесь ведется активное строительство и не наблюдается никаких препятствий для проникновения. Преодолев припортальную необделанную часть, проходим глубже.
Попадается различная неведомая техника:
Как позже узнали, тоннель строится в качестве замещения разрушенной новым карьером древней дороги. Одна часть уже пройдена и залочена, другая, в какой находимся, активно проходится.
Неожиданно размеры тоннеля меняются. Тут не так давно произошел обвал, доставивший немало хлопот проходчикам.
Масштаб:
В продолжении тоннеля виднеется еще один агрегат. Подходим ближе:
Не до конца ясно, или это просто свежая часть тоннеля и поэтому не укреплена бетоном, или порода пошла крепче и укрепление не требуется.
И вот наконец забой. Агрегат оказался машиной для бурения отверстий под закладку взрывчатки. К сожалению, без фишая возле морды машины делать нечего. Поэтому вот фотка забоя с размеченными местами под бурение:
На этом все, пройдено на тот момент было в районе 150и метров, разворачиваемся и идем к выходу, попутно делая еще кадр назад.
Прямо возле входа обращаем внимание на оставленные в здоровенном тракторе ключи зажигания. Очевидно, в Швейцарии понятия не имеют о кавесизме и вот этом вот всем.
Ну что, красивая, поехали кататься?
На самом деле, конечно, никаких покатушек не было. Мы же люди приличные. Пофоткали, оставили случайно в подарок швейцарским тоннелестроителям от минских диггеров старый верный Олайт и убыли в опять же смешанных чувствах. С одной стороны радостно, что такая страна дала при первом же посещении. С другой стороны, это не самая эпичная швейцарская подземка и могло быть что-нибудь покруче. Будем надеяться, на следующем свидании страна отбросит всякое стеснение и откроет больше своих тайн, пока надежно спрятанных в недрах Альп.