Даже изредка исследуя подземлю, начинаешь понимать, почему город часто называют единым живым организмом. И в этом практически нет никакой поэзии - при сбое в одной из систем неизбежно воцарится небольшой, но хаос. Особенно это касается канализации, которая совсем не так проста, как казалось на первый взгляд (мне, по крайней мере).
С некоторых пор загадочность совершенно улетучилась, да и критически страшного там практически не нашлось. Откровением для меня стало то, что система труб и очистные сооружения - это ещё не всё. Оказывается, есть ещё и канализационные насосные станции, на которых денно и нощно трудятся люди, обеспечивая ежедневный успешный сток бытовых и прочих отходов на станции аэрации. Вот именно КНС и стали объектом нашего пристального внимания.
Одним прекрасным летним вечером небольшая группа любопытных решилась наведаться непосредственно на одну из КНС-ок и поговорить с работающими там людьми. А по возможности даже попасть внутрь и увидеть всё воочию. К сожалению или к счастью, процесс занял куда больше, чем один вечер. Где-то мы получали однозначный от ворот поворот ("какой-никакой, но объект!", заявил нам несговорчивый красноглазый мОнтер) где-то нам вежливо сообщали то, что уже было известно и культурно отправляли восвояси, где-то просто не понимали, кто мы и принимали вежливо-настороженный вид. Но ищущий, как говорится, да обрещет.
Скажу сразу, в этом отчёте будет мало целостности и последовательности, ибо собран он из разрозненных фото с двух разных камер. А составлен, в основном, вообще гуманитарием, который долго пытался вникнуть в суть происходящего и таки что-то понял.
Топик называется "Старая КНС", однако объект находится в более чем живом состоянии. А "старая", потому что построена ещё в те незапамятные времена, когда в должности генсека был Л.И. Брежнев.
Вот как всё было.
Несколько раз наткнувшись на несговорчивых мОнтеров, мы всё же отправились в ещё одну поездку на очередную КНС, не особенно надеясь на успех. И слегка зафейлили уже на подходе: приехав в самую пересменку, мы оказались совсем невовремя. Оказалось, что работает станция в две смены, в том числе и в праздничные дни. Ну да, люди какают не только в будни.
К нам подошёл человек. Не важно, как он выглядел, сколько ему лет и какой он професии - я не буду называть его мОнтером. Прото потому, что слово это несёт больше негативных коннотаций, а человек оказался очень хорошим. Слово за слово, и завязался интереснейший диалог. Нам рассказали, например, что к некоторым фекалам подключен ливнесток, и сперва это может не показаться возмутительным. Только вот насосы отдельно взятой КНС с большим трудом могут прокачать хлынувший внезапно поток. Однако все делают вид, что так и надо. Менталитет же. И да, теперь надо иметь в виду, что и в фекале бывает волна.
Раз уж заговорили о насосах, то следует рассказать и о самом устройстве и назначении станции. По материалам вновь ожившей Википедии: Канализационные насосные станции применяются в тех случаях, когда не удается осуществить отвод промышленных, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод самотеком на очистные сооружения или в места сброса. КНС, о которой пойдёт речь, состоит из грабельного отделения, резервуара и машинного зала. В принципе, это непременные атрибуты любой канализационной насосной.
Фекальные массы (будем называть их хозяйственно-бытовыми стоками для политкорректности) по самотечному коллектору поступают в резервуар-накопитель, расположенный, как правило, либо под самой станцией, либо не далее десятка метров от нее. От объема этого сооружения зависит насколько быстро КНС должна реагировать на пиковые нагрузки. Разумеется, чем эта яма больше, тем лучше.
Далее из резервуара стоки попадают в грабельное отделение. Здесь крупный мусор задерживается на металлических наклонных решетках (граблях). Назначение понятно без дополнительных объяснений - нетрудно догадаться, что произойдет при попадании, например, доски в дорогостоящий фекальный насос. ;)
Из грабельного сточные воды, очищенные от крупных частиц, попадают в аванкамеру насосов. Она должна быть постоянно заполнена водой для исключения завоздушивания. Мощные насосы, установленные в машинном зале, денно и нощно гонят фекалии по напорному коллектору до следующего самотечного участка. Наша КНС "продавливает" перепад высот 18.5 метров и поставляет тысячи кубометров дерьма в час по двум напорным коллекторам Ду800мм в район кинотеатра "Ракета". Оттуда снова начинается самотечный коллетор, идущий до самой мощной в Минске 19-й КНС.
Первым, на что упал наш любопытный взгляд, стал входной шибер. Т.е. в моём понимании, подымающаяся/опускающаяся заслонка, которая отсекает при необходимости поток. Входной шибер оборудован электрическим и аварийным ручным приводами. На поверхности это выглядит вот так:
на заднем плане слева виден кошмарный сон водоканальщиков - шибер аварийного сброса. Это оружие последнего шанса. В случае непредвиденной и непреодолимой остановки КНС должно быть принято тяжелое, а для кого-то последнее в занимаемой должности, решение и тысячи кубометров фекальных масс хлынут в Свислочь. Такова цена спасения станции от затопления. Вроде бы с 1968 года (с момента ввода КНС в эксплуатацию) еще ни разу не приходилось крутить этот злополучный привод.
После вода (говно?) направляется в резервуар-накопитель, который под землёй и рассмотреть его не представляется возможным. Зато нам позволили пройти в грабельное отделение, функция которого - задержка крупных частиц, которые не должны попасть в насос. Как уже было написано, "крупными частицами" может стать всё, что угодно. И кто угодно. Человек, например. А также на граблях вылавливали домашний скот (коз, свиней) и однажды кавказскую овчарку. Большую, лохматую и раздувшуюся. Не самое приятное зрелище, но такая работа, что поделать. Остаётся только гадать, как вся эта живность оказалась в таком печальном для всего живого месте. Закрывайте люки, в общем.
Вид грабельной сверху. Простите за качество этой и всех последующих фото, снято было на вспышке и в отсутствие времени.
Спускаемся вниз. И вот они, грабельки. В данном случае это просто решётки, а бывают ещё такие, которые вращаются для лучшего отлова крупного мусора. Но такого фото у нас нет.
Глубина там, как нам объяснили, около двух метров. В момент нашего прибытия воды было не слишком много, а порой она переливается через верх. Сверху на ограждении заметен "специнструмент", которым по нескольку раз за смену машинисткам приходится доставать то, что приплывает на грабли.
Вверху фото можно рассмотреть вентиляцию. Конечно, полностью спасти от характерного "аромата" фекала она не может, однако делает пребывание там вполне терпимым даже для непривычного к подобным запахам носа. Если такие вообще туда заходят.) Можно ещё добавить, что без нормальной вентиляции пребывание в подобном месте может стать опасным для жизни и здоровья, но, к счастью, такое происходит не везде и не всегда.
Проходим дальше, в святая святых любой КНС - машинный зал. Он двухэтажный. На первом этаже еще располагаются электродвигатели двух оставшихся насосов СДВ-1500. Этакие монстры 1968 года выпуска.
Вот он, красавиц! Напряжение питания обмоток 6кВ.
Спускаемся на минус первый уровень. Собственно здесь располагаются насосы и запорная арматура.
Вот он, ужасающий монстр, способный проглотить 1500 кубических метров гов... стоков в час - насос СДВ. Таких старичков на КНС осталось два. Сейчас они спят, но в моменты пиковых нагрузок возьмут на себя большую часть объема сточных вод.
Это второй. Особенность этих насосов в том, что двигатель и собственно насос разнесены на два этажа. Сделано это для того, чтобы при аварийном затоплении нижней части машзала не произошло замыкания высоковольтного оборудования. Сейчас концепция поменялась в корне, но об этом чуть ниже.
Всем насосным агрегатам полагаются секущие задвижки на отходящих трубопроводах. Этакие дуры высотой в два человеческих роста. Приводы, разумеется, электрические, все автоматизировано. Слева в кадр влез малыш WILO.
Рассмотрим его поближе. Производительность, конечно, уступает зверскому СДВ (700-800 кубометров в час), зато, как пишет официальный сайт, он энергоёмкий и эффективный. И долговечный. Фирма веников не вяжет, короче.)
А вот его брат FLYGHT, примерно совпадающий с ним по производительности и размеру. Для неискушённого взгляда они отличаются только цветом и производителем, а производители и правда очень круты, даже сравнить, кто круче, сложно. Бренное тело на фото представлено исключительно для масштаба:
Аппаратура управления секущими задвижками. Точное их назначение мы забыли выяснить, поэтому предположим, что они нужны для полного отключения насосов от напорной стороны на период бездействия или ремонтных работ.
Общий вид машинного зала:
В целом и общем, мы рассмотрели внутренности КНС и рассказали об их назначении. А как она может выглядеть снаружи? Честно говоря, очень по-разному. Некоторые состоят из нескольких зданий, а где-то всё компактно размещено в одном, причем само здание может выглядеть очень и очень беспалевно. Но это не самое главное, главное то, что находится внутри.)
Конечно, на такие объекты часто не походишь, зато даже мимолётный взгляд на их составляющие даёт куда более целостное представление о работе всей канализационной системы. Теперь ответ на вопрос "куда уплывает го*но" стал ещё более исчерпывающим. По крайней мере, для меня, но всё же хочется верить, что я не слишком утомила повествованием и рассказала что-то интересное.)
И да, ещё. Улыбайтесь почаще. :)