Логово Дождевого Червя, он же Regenwurmlager, он же Miedzyrzecki Rejon Umocniony - часть чуть ли не самой крупной в европе системы оборонительных сооружений под названием Ostwall расположенной в западной части Польши, всего в ста с небольшим километрах от Берлина, построенной третьим рейхом в 20-40хх годах ХХ века. Огромная, разветвленная система тоннелей и 17 грузовых станций подземной узкоколейной железной дороги, соединяющей между собой около полусотни долговременных огневых точек, наблюдательных пунктов, грузовых порталов, подземных складов и других помещений и коммуникаций общей протяженностью более 60 километров.
Южная часть системы в некоторой степени окультурена и превращена во вполне неплохой музей, однако знакомство с ЛДЧ мы предпочли начать с северной части, затерянной среди озер в болотистом лесу. В этой части строительство, по всей видимости, так и не было завершено, даже лоток еще не залит, много тупиковых, никуда не ведущих ответвлений. И много воды.
Через добрую сотню метров тоннель сужается и выводит нас в основную потерну, в которую так или иначе сходятся все отхоботyики
Для начала решаем осмотреть ближайший ствол, ведущий на поверхность к одному из ДОТов. В этом стволе была железная лестница, которая проржавев за 70 с лишним лет обрушилась вниз. Сверху пробивается солнечный свет, согласно доступной нам информации этот ДОТ был взорван. Забегая вперед, скажу что объехать все сооружения на поверхности, даже при наличии точных координат, дело не одного дня и это развлечение мы пока отложили на неопределенный срок.
Около подъема наверх обустроено несколько помещений.
Колодец непонятного назначения в одном из них.
Отметив, что этот стволик, как и еще несколько стволов под взорванными огневыми точками вполне пригоден для спуска вниз с верьем, например, возвращаемся на "централку" и идем в сторону самого северного сооружения, входящего в систему - PzW. 739.
В этой части укрепрайона много озер, болот и старых русел небольших речушек, много грутовых вод, вследствие чего северная часть системы больше похожа на подземную речку.
О том, что это все же военное сооружение напоминают только кабельные закладные, редкие остатки арматуры освещения, ниши для электрооборудования и периодически встречающиеся под ногами квадратные лючки зумпфов самотечной дренажной системы.
Попробуйте-ка разглядеть, где находится кромка воды ;)
Вскоре тоннель приводит нас к одному из так называемых вокзалов - Bahnhof Otto.
Раньше здесь была (или должна была быть - эта часть комплекса по-прежнему выглядит не совсем достроенной) своего рода камера съездов, стрелочные развилки и погрузочная станция.
Тут, как и во многих других частях комплекса, где их не успели замазать некультурные посетители, неплохо сохранились аутентичные навигационные надписи на немецком языке
Решаем не топать два с лишним километра, чтобы осмотреть самый северный ДОТ системы, и сворачиваем к PzW. 736, находящемуся чуть менее чем 200 метрах от вокзала. Под этим дотом возле ствола обустроено много тупиковых выработок, разграниченных кирпичными стенами на отдельные помещения и закрытых бронедверями.
Выглядят они примерно одинаково.
В отличие от предыдущего ствола, лестница тут монолитная, железобетонная, и можно подняться в сам ДОТ.
Выход пролетов в помещения огневой точки был когда-то заложен бронедверью и залит бетоном.
Вид вниз. Все выходы из ДОТа добротно замурованы.
В очередной раз вернувшись на "централку" уверенно топаем на юг, вглубь системы.
Здесь все еще обводнено, под ногами - пещерный жемчуг
Очередная развилка
Еще через несколько сот метров уровень грунтовых вод ощутимо снижается, теперь они дают о себе знать лишь тихим журчанием в дренаже под ногами. И появляются рельсы.
Окошечко на повороте - амбразура небольшой огневой точки в тоннеле, позволяющей вести огонь в ответвление в случае если ДОТ, от которого идет тоннель будет захвачен и через него в систему будет спущен диверсионный отряд.
Расстояния, на которые тянутся тоннели огромны.
Очередной стволик. Здесь среди обрушившихся вентиляционных труб угадывается клеть подъемника. Есть хроника, в которой можно посмотреть, как на таком подъемники катаются офицеры Рейха.
Здесь тоже обустроены помещения. Вероятнее всего для хранения боеприпасов и укрытия личного состава в свободное от несения вахты наверху время.
Перелазим через гору песка, высыпавшегося из-за раздестроеной забутовки.
И оказываемся на вокзале.
Хорошо сохранившийся стрелочный перевод.
Однако рельсы тут кончаются)
От вокзала идет несколько потерн к ДОТам. В одой из них - сломанная забутовка, из-за которой тоже высыпается песок.
Сложно сказать, естественные ли это грунты, или искусственно насыпанная демпфирующая подушка, или средство консервации неоконченных/замурованных тоннелей, однако такой мелкий, чистый, белый часовой песочек высыпается почти из-за каждой пробитой забутовки, и порой засыпает тоннели выше середины.
Потерна к стволу.
Комнаты в выработке возле ствола.
Бетонные пролеты. Под лестницей - зумпф. Около полутора метров глубиной.
Можно оценить глубину ствола.
И масштабы)
Выходы на поверхность через этот ДОТ также добротно замурованы.
А все по тому, что ЛДЧ, как и огромное множество подобных сооружений в Европе являются заповедником или резервацией различного рода летучих мышей, которых в ЛДЧ просто огромное количество. Почти все время нашего там пребывания вокруг нас летало около десятка мышек одновременно, они висят на стенах, на конструкциях, а в нишах под потолком они кучкуются целыми колониями.
По итогу мы провели под землей около 8 часов и прошли в общей сложности чуть меньше 10 километров, и это лишь малая часть всех подземных ходов...