Так с чего начать?... Идея зимнего похода с ночевкой именно в жгучий мороз с температурой, чем ниже тем лучше, появилась давно в головах товарищей с никами Qman и XRoman. Так получилось, что выходные 2011.02.19 - 2011.02.20 были свободны, температура кое-где была -20, а друзья наши Scasy и Cimeries собирались ехать в город С. на ШПУ "Чусовая" в воскресенье. Выехали мы в субботу приблизительно в 6 утра из Минска. В поезде поспали 2 часа. В 9 были в городе С. Путь до ШПУ составляет около семи километров по снегу и утреннему морозу. Повезло споймать авто на котором нас подвезли до деревни О., таким образом мы сэкономили силы на 1/3 пути.
Площадка среди куполов ШПУ хорошо обдувалась ветром - по этому было достаточно холодно, если не двигаться.

Перекусив мы начали искать место для ночевки. Выбрали полянку в лесу с левой стороны от ШПУ, так как сама возвышенность с одной стороны и лес ослабляли ветер, который дул все два дня на Юго-Запад. Нам повезло, так как кто то уже давно заготовил горку дров. Правда потом оказалось, что в костре они долго растапливаются и поддерживать, разжигать костер лучше всего было сосновым хворостом. Но все равно дрова в левом углу фотографии были почти полностью сожжены.

Площадку для ночевки надо расчистить от снега. Под снегом была достаточно прочная ледовая корка. На которой в некоторых местах леса можно было стоять, а потом провалиться по колено. Потребовалось не мало сил, чтобы палками и ногами расчистить от снега до самой земли площадку 3х3 метра.

Тем не менее первоначальная версия костра была готова. Мы смогли сварить завтрак: макароны с курицей в армейском котелке. Хорошо что не забыли взять соль. Соль очень важный ингредиент в приготовлении пищи.

Солдатский котелок очень удобная вещь. Крышку можно использовать как тарелку или сковородку. Ею можно черпать воду или снег, который мы топили на воду для макарон и чая. Сам котелок после приготовления макарон был еще раз заправлен снегом и пока мы ели, кипятилась вода для чая. Чай и шоколад пригодились как тонизирующее средство. Воду мы с собой не брали специально.

Подкрепившись непроходимо было продолжить заготовку дров на ночь. Так как ночью надо отдыхать, а не тратить силы на поиск дров в темном лесу. Хорошо что мы взяли с собой топор. Плохо что посреди заготовки он сломался. Пришлось чинить. Получился томагавк. В лесу нашли поваленную сосну с которой заготовили достаточно соснового хвороста и большое полено для ночного костра.

В поисках соснового хвороста для костра пришлось обойти весь смешанный лес возле восточной стороны ШПУ. Нашел такую красивую ВШУ - классика жанра, обязательно надо было сфотографировать.

Заготовка воды на чай. Хоть котелок полон снега до крышки - это даст всего 1/4 котелка воды. Затем в теплой воде растворяется больше снега и вода доводиться до кипения.

Уже вечер. Костер специально расположен вдоль направления ветра, чтобы пламя от начала костра разжигало дрова дальше по ветру. По сторонам от костра подготовили места для сна. Предполагалось с помощью костра прогреть землю под места для сна, но в итоге оказалось, что у нас бы не хватило сил и дров, чтобы прогреть такую площадь, тем более уже близилась ночь. Решено было холодную землю со снегом устелить еловым лапником, а поверх него положить коврики.

Теперь немного про сами шахты. Внутри была плюсовая температура. Было тепло и даже жарко в зимней одежде. Вода в стволах шахт не то что бы замерзла, даже не покрылась коркой льда. Но ночевать внутри и дышать всю ночь шахтным воздухом не хотелось.

В условиях зимнего леса можно спать. Вокруг костра не холодно. Даже снег на расстоянии метра плавиться. Холода со стороны земли не ощущалось благодаря лапнику, коврику и тому же костру. Ветер был слабый и не обращал на себя внимания. Ночью выпало очень мало снега, так что лежать в снегу не пришлось.

В 4 часа ночи ожидался мы ожидали усиление мороза, поэтому для разогрева дров и поддержки костра сожгли заранее найденную на территории мотоциклетную покрышку. Тепла было столько что невозможно было сидеть у костра даже в балаклаве.

С утра совсем ни чего не хотелось делать. Болели все мышцы, так как весь прошлый день был проведен в физических нагрузках и сказывалось непостоянство сна. Все ночь необходимо было поддерживать огонь и следить друг за другом. Нам повезло, что мы нашли два достаточно толстых сосновых ствола, которые и составили основу нашего ночного костра. По мере прогорания их непроходимо было сдвигать навстречу друг другу. Под ними сжигался мелкий хворост, от пламени которого так же разогревались и сушились дрова других пород деревьев.

Утром в районе 10 часов к нам прибыли товарищи Scasy и Cimeries. Желания снова спускаться в шахты у нас не было и мы пролежали у костра до 15 часов дня, пока наши товарищи обследовали ШПУ. После 15 в ближайшей деревне О. ожидался автобус на вокзал. Отправление из города С. на поезде было в 16:40. Хорошая идея доехать до вокзала за 610 рублей, а не идти пешком около 5 километров. Scasy и Cimeries отправились первыми, так как им не надо было собирать все вещи разбросанные по стоянке. В итоге на пути к остановке у перекрестка перед нами проехал тот самый автобус. Мы уж думали, что не успеем. Но автобус остановился на остановке и не уезжал. До остановки было метров 500. Собрав все силы мы с огромными рюкзаками за плечами со всех сил добежали и все таки успели сесть в автобус. В 20 00 я уже был дома и сразу лег спать.

В плане одежды пришлось одеть трое кофт под куртку и утепленные спортивные штаны поверх основных. Берцы и двое теплых шерстяных носков. Шапка и балаклава. Толстые теплые перчатки пригодились не только для согрева рук, но и для защиты от ожогов, заноз и царапин при заготовке дров. Очень важно, что бы не было дискомфорта хоть от малейшего ощущения холода - иначе труднее заснуть. Но за день при подготовке стоянки так устанешь, что и на открытом воздухе зимой у костра в -18 по местным прогнозам можно спать.